Регулятор скорости турбины является одним из важнейших элементов гидроагрегата, так как он не только участвует в процессе регулирования нагрузки, но и отвечает за аварийное закрытие направляющего аппарата при внештатных ситуациях.
На замену устаревшим и непригодным к ремонту МНУ серии КЭ350, КЭ1000-1500, КЭ3000, котельным регуляторам типа РС и их зарубежным аналогам, приходят современные маслостанции, способные развивать рабочие давления до 140 бар и позволяющие минимизировать габаритные размеры гидроцилиндров и металлоконструкций в сравнении с их предшественниками.

Нами разработаны регуляторы скорости для всех типов турбин микро- мини- и малых ГЭС:
  • Турбина Френсиса;
  • Пропеллерная турбина Каплана;
  • Поворотно-лопастная турбина Каплана. (В данном случае для турбин старого образца, комбинаторная кривая определяется на основании ранее полученных данных, а также опытным путем.)


Система регулирования скорости может поставляться как независимый элемент и интегрироваться в существующую схему управления генератором, так и идти в составе комплексной модернизации ГЭС. В первом случае регулятор скорости поставляется с собственным щитом управления с ПЛК, выполняющим сбор всей необходимой информации с датчиков и управлением гидроцилиндром направляющего аппарата и рабочего колеса турбины. При комплексной модернизации ГЭС, центральный контроллер ГЩУ исполняет роль главного органа управления.

Регулятор скорости турбины, как правило, состоит из следующих основных узлов:
  • Маслостанция с гидроаккумулятором;
  • Гидроцилиндр направляющего аппарата;
  • Металлоконструкция для крепления гидроцилиндра;
  • Система управления.

К основным преимуществам гидравлических систем регулирования можно отнести следующие:
  • Возможность регулирования скорости движения цилиндра;
  • Возможность регулирования скорости разворота лопастей рабочего колеса;
  • Отдельная независимая настройка скорости аварийного закрытия направляющего аппарата;
  • Высокая надежность работы системы;
  • Управление движением направляющего аппарата с помощью ручного насоса.

Все исполнительные механизмы регулятора скорости питаются от оперативного тока станции, а использование гидроаккумулятора позволяет обеспечить аварийное закрытие направляющего аппарата при пропадании питания или при возникновении аварийной ситуации. Объем гидроаккумулятора выбирается равным не менее трехкратному запасу хода цилиндра.
Контроль положения направляющего аппарата и рабочего колеса осуществляются с помощью аналоговых индуктивных датчиков, а скорость вращения турбины контролируется специальным индуктивным датчиком и механизмом контроля скорости. Все датчики входят в комплект поставки регулятора скорости.
В отдельных случаях регулятор скорости может быть дополнительно укомплектован гидравлической системой торможения турбины (если конструктивом турбины предусмотрена данная функция).
В отдельных случаях регулятор скорости может быть укомплектован пропорциональными клапанами управления направляющим аппаратом и рабочим колесом. Данное решение позволяет обеспечить необходимую скорость реакции системы на изменение нагрузки в системе. Это решение, как правило, применимо в тех случаях, когда существует необходимость работы генератора на выделенную нагрузку.
Мы выполняем комплексное исследование объекта и можем предложить оптимальный для ваших условий эксплуатации регулятор скорости, а также обеспечить качественное гарантийное и пост гарантийное обслуживание системы.